В послевоенный период в стране развернулось значительное гидротехническое строительство.  По приказу Министерства строительства  электростанций  № 64 от 15 февраля 1957 г. была образована Волжская экспедиция треста «Гидроспецстрой» в поселке Комсомольском Куйбышевской области.

 

Уже в 1957 – 1958 г.г. силами созданного коллектива под руководством Леонова Николая Александровича успешно был выполнен план освоения и производства работ по цементации и  водопонижению.

 

С началом строительства Саратовской ГЭС управление Волжской экспедиции перебрасывается в г. Балаково Саратовской области.

 

На строительстве Саратовского гидроузла была создана сложнейшая система глубинного водопонижения и осушения котлованов сооружений, надежно  обеспечившая возведение здания гидроэлектростанции  и шлюзов, впервые освоена технология устройства уникальной системы  подводной  гидроизоляции и сооружения шпонок  в сборном варианте.

 

Одновременно со строительством  Саратовской ГЭС , велись работы  по строительству  Волжского серного комбината  в Куйбышевской области, где создано надежное основание  под сооружения в условиях карстовых пустот, а так же работы по строительству Балаковского комбината искусственного волокна, на котором Волжским СУ впервые  в Минэнерго СССР была освоена интенсивная технология комплексного строительства кровель на больших площадях (этот опыт впоследствии был использован на строительстве Волжского автомобильного завода).

 

16 января 1967 года строительство Волжского автозавода  было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Темп строительства автогиганта  поражал всех, кто следил за эпопеей на берегах Волги. Строительство Волжского автогиганта  дало  мощный толчок  развитию специализированных монтажных управлений. Волжскому спецуправлению «Гидроспецсрой» был запланирован небывалый объем кровельных работ и работ по устройству свайных оснований.

 

В результате энергичной и грамотной работы руководителей предприятия в тяжелых условиях зимы 1968-1969 г.г.  был обеспечен прием, размещение, подготовка и обучение  необходимого количества  рабочих кадров, строительство баз, мобилизован коллектив инженерно-технических работников, что позволило выполнить работы в поставленные сроки.

 

В этот период  в больших масштабах был освоен и внедрен способ укрепления просадочных грунтов оснований,  сооруженных  методом  уплотнения грунта  грунтовыми сваями  с применением местного суглинка, что позволило сэкономить тысячи тонн арматурной стали и бетона. На укрепленных таким образом грунтах  построены все многоэтажные дома автограда, сооружены современный дворец спорта и другие объекты  социально-культурного назначения.

 

Впервые в практике строительства, на Волжском автозаводе  была разработана и внедрена в производство технология  устройства  рулонных кровель на больших площадях в зимнее время , что позволило  вести их круглогодично  и в итоге выполнить работы по устройству  кровель на 5 месяцев ранее намеченного срока.

 

На строительстве Волжского автозавода  также впервые  в системе Минэнерго СССР, был внедрен новый прогрессивный  высокопроизводительный  и более дешевый  способ роторного  безобсадного бурения  при строительстве скважин  большого диаметра  и глубины  для различных целей  - артезианского водоснабжения , катодной защиты подземных инженерных коммуникаций от электромеханической коррозии, буробетонных свай с большой глубиной заложения. С внедрением нового роторного способа бурения скважин с обратной промывкой время на устройство одной скважины глубиной 100 метров уменьшился в 10-20 раз. Если применяемым ранее ударно-канатным способом одна скважина бурилась в течении 1-го - 2-х месяцев, то после внедрения роторного бурения время на строительство одной скважины сократилось до 5-7 дней. Внедрение этого способа бурения, а также улучшенной конструкции глубинного фильтра, в котором была впервые использована нержавеющая сталь, позволило значительно увеличить срок службы скважин Центрального и Комсомольского районов города Тольятти. До настоящего времени скважины, пробуренные роторным способом функционируют и жители города Центрального и Комсомольского районов потребляют воду из этих скважин.

 

В период с 1968 по 1976 г.г. Волжское СУ  принимало активное участие в строительстве  всех ирригационных систем Среднего Поволжья, Куйбышевской ТЭЦ, Оренбургского газоперерабатывающего завода, Чебоксарской ГЭС, на которой , было внедрено оригинальное крепление рисбермы при помощи «стенки-локализатора» , что позволило  избежать больших объемов земляных  и бетонных работ. В последующие годы решаются задачи  по строительству Чебоксарской ТЭЦ – 2  и ТЭЦ-3, где освоены и внедрены  новые комплексы работ  - строительство высотной градирни, свайные фундаменты из буробетонных свай с большой несущей способностью; по строительству газокомпрессорных станций  в Куйбышевской области и Чувашской СССР для газопроводов Уренгой – Помары - Ужгород, Ямбург-Тула, Ямбург-Елец, Ямбург - Западная граница и другие; строительство свайных фундаментов  жилых зданий  и сооружений  в Куйбышевской, Саратовской областях и Чувашской АССР,  расширение корпусов Волжского автозавода, Балаковской АЭС, Загорской ГАЭС, инженерной защиты сельхозугодий и населенных пунктов от подтопления  Чебоксарского водохранилища и многих других объектов.

 

 

 

В молодом г. Тольятти возводятся крупные машиностроительные и химические заводы, строится жилье и объекты соцкультбыта, для удовлетворения потребностей строительной индустрии в материалах: цементе, бетоне и щебне в 1960 году Волжским спецуправлением были освоены буровзрывные работы на Жигулевском и Яблоневском карьерах и на Березовском карьере в Саратовской области. В 1961 году начаты буровзрывные работы на Сокском карьере. Вначале буровые работы производились малопроизводительными ударно-канатными станками БС-1М, которые к 1970-му году были заменены на высокопроизводительные станки вращательного бурения 2СБШ-200. Внедрение новой буровой техники позволило не только увеличить производительность труда, но и значительно улучшить качество взрывных работ. Работниками горных участков было разработано и внедрено в производство устройство пылеподавления, которым были оснащены все буровые станки. Это устройство успешно используется на буровых станках до настоящего времени.

 

Специалистами горного дела, применительно к местным условиям, были разработаны и внедрены в производство экономичные схемы взрывания скважинных зарядов, а также использовалось простейшее взрывчатое вещество игданит, которое изготовлялись непосредственно в карьере перед заряживанием. Внедрение новых схем взрывания и применение игданита позволило на протяжении многих лет экономить взрывчатые материалы и улучшать качество дробления скальных грунтов.

 

Во время строительства Автозавода и жилого фонда г. Тольятти, для ускорения темпов строительства в зимнее время для рыхления мерзлых грунтов активно использовались взрывные работы. Мерзлые грунты взрывались при помощи патронированных взрывчатых веществ, которые располагались в шпурах, пробуренных специально разработанной МЭМП «Гидроспецстрой» техникой.

 

Одновременно с производственной деятельностью руководство предприятия много внимания уделяет развитию инфраструктуры управления и решению социальных вопросов. На Среднем Поволжье в Саратовской и Куйбышевской областях, Чувашской АССР были построены участковые базы, оборудованные капитальными административно – бытовыми корпусами, ремонтными боксами, механическими мастерскими, т.е. всем необходимым для автономной деятельности участков.Рабочие, ведущие работу в полевых условиях, были обеспечены передвижными бытовыми домиками, построенными собственными силами по своему проекту.

 

В период очередности на жилье хозспособом для своих работников  были построены дома в г. Балаково Саратовской области, г.  Новочебоксарске Чувашской АССР, г. Тольятти  и г. Жигулевске Куйбышевской обл.

 

В  подшефном колхозе Исаклинского района было организовано подсобное хозяйство, для обеспечения работников продуктами питания.

 

Все эти меры способствовали закреплению  высококвалифицированных кадров на предприятии, созданию стабильного и эффективного коллектива, способного решать сложные задачи. Лучшие качества коллектива  проявилисьв полной мере при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.  Эта работа потребовала  от коллектива быстрых  технических решений, мобильности при развертывании  и организации работ, производства работ в предельно сжатые сроки и в экстремальных условиях. Кроме того, требовалась  исключительная компетентность в своей  области и ответственность за принимаемые решения.  В период с начала мая по сентябрь 1986 г.,  специалистами Волжского спецуправления  выполнялись водоохранные и противофильтрационные мероприятия, в состав которых  входили устройство противофильтрационной «стены в грунте» и вертикального дренажа. Противофильтрационная «стена в грунте» имела целью защиту подземных вод региона от радиоактивных загрязнений. Работы были организованы вахтовым способом, круглосуточно, в 4 смены по 6 часов в тяжелой радиоактивной обстановке аварии. Всего    в    ликвидации    последствий    Чернобыльской  катастрофы     активно     участвовали     105   человек. За доблестный труд по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС работникам Волжского спецуправления «Гидроспецстрой» были вручены правительственные награды: Кабанову Алексею Ивановичу орден «Трудового Красного Знамени», Луконину  Владимиру Ильичу орден «Знак Почета», Волкову Павлу Георгиевичу  орден «Знак Почета», Бреславскому Владимиру Федоровичу медаль «За трудовое отличие», , Климову Сергею Алексеевичу «Почетная грамота Президиума Верховного Совета Украинской ССР».

 

На протяжении многих лет специалисты Волжского спецуправления «Гидроспецстрой» участвовали в строительстве зарубежных объектов. При участии наших специалистов выполнены работы на  гидроузлах Асуанском (Египет), Табака, Альхабур и Тишрин (Сирия), Наглу (Афганистан), Аль-Кадиссия (Ирак), им. 15 Хордада, Тангедук (Иран), Хоабинь и Чиан (Вьетнам), Мансур Эддахби (Марокко), Малка Вакана (Эфиопия), АЭС Хурагуа (Куба), Бушер (Иран) и Куданкулам (Индия), на объектах в Йемене, Монголии, Хадита (Ирак).

 

Впервые коллектив выступил за рубежом в 1960 году в качестве субподрядной организации по созданию противофильтрационных сооружений на строительстве Асуанского гидроэнергетического комплекса  в Египте. Прошедшая половина века после окончания строительства и наполнения крупнейшего в мире водохранилища подтверждают качество и надежность выполненных работ, Очень важно участие специалистов в сооружении крупнейшего гидроузла в Юго-Восточной Азии – Хоабинь (СРВ). На этом сложном энергетическом объекте выполнены большие объемы: подземной скальной выломки, рыхления скальных пород открытым буровзрывным способом, а также специальные гидротехнические работы по созданию противофильтрационной завесы по всему напорному фронту. Каждый из этих видов работ, выполненных на строительстве гидроузла Хоабинь по своему уникален. Подготовка напорного фронта не ограничивалась только созданием завесы и цементацией береговых примыканий. Из-за наличия карстовых явлений в створе потребовались специальные горные работы и создание бетонных диафрагм на довольно больших участках напорного фронта.

 

Работники управления, командированные за рубеж,  были достойными представителями страны. Своей хорошо организованной и эффективной работой они способствовали укреплению внешнеэкономических связей с целью обмена опытом в области производства специальных строительных работ.



© smv8383

Конструктор сайтов - uCoz